qadrОпределение веры в предопределение

Это твёрдая вера в то, что всё благое и дурное происходит по предопределению и предустановлению Аллаха, и что Он делает, что пожелает, и не происходит ничего, кроме как по воле Его, и ничто не способно отклониться от Его воли, и нет в мире вещи, на которую бы не распространялось Его предопределение, и ничего не происходит иначе как по Его предустановлению. Вместе с тем Он дал Своим рабам веления и запреты, и дал им возможность самостоятельно выбирать действия, не принуждая их ни к чему, и действия эти совершаются ими в соответствии с их способностями и волей. Аллах сотворил их, и Он же сотворил их способности. И Он наставляет на правильный путь кого пожелает по милости Своей и позволяет другим заблудиться по мудрости Своей. Его не спросят о том, что Он делает, а они будут спрошены…

Вера в предопределение Всевышнего Аллаха — один из столпов веры. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, отвечая на вопрос Джибриля (мир ему) о вере: «Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Судный день, и верить в предопределение хорошего и плохого» (Муслим, 8).

Что включает в себя вера в предопределение?

Вера в предопределение включает четыре пункта:

  • Вера в то, что Всевышний Аллах знает абсолютно всё как в общем, так и со всеми подробностями, и что Он знал всё о Своих творениях ещё до того, как Он сотворил их, и Он уже тогда знал об их уделе, жизненном сроке, словах и делах, и обо всех их поступках, обо всём тайном и явном, а также о том, кто из них принадлежит к числу обитателей Рая, а кто — к числу обитателей Огня. Всевышний Аллах сказал: «Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное» (59:22).
  • Вера в то, что Он Всевышний, записал всё, о чём Ему было известно заранее, в Хранимой Скрижали. Доказательством тому являются слова Всевышнего: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его» (57:22). А также слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Аллах записал судьбы творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли» (Муслим, 2653).
  • Вера в то, что воля Аллаха неотвратима и исполняется непременно, и ничто не способно противостоять Его могуществу. Все события происходят по воле Аллаха и Его могуществу, и то, чего Он желает, случается, а того, чего Он не желает, никогда не бывает. Всевышний сказал: «Но вы не пожелаете, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (81:29).
  • Вера в то, что Всевышний — Создатель всего сущего, и что только Он является Творцом, а всё остальное — Его творения. Всевышний сказал: «Он сотворил всякую вещь и соразмерил её» (25:2).

Человек имеет выбор, способности и волю

Вера в предопределение не противоречит тому факту, что у человека есть воля в тех делах, в которых допустим выбор, и способность осуществлять, потому что и Шариат, и действительность подтверждают это.

Если же говорить о Шариате, то Всевышний Аллах сказал о воле: «Это будет истинный день, и всякий, кто пожелает, найдёт способ вернуться к своему Господу» (78:39).

Всевышний Аллах сказал о способности: «Аллах возлагает на душу только то, что она в силах вынести» (2:286). «В силах» предполагает способность.

Если же говорить о действительности, то каждый человек знает, что у него есть воля и способность, благодаря которым он и совершает действия или отказывается от их совершения. Есть разница между действиями, которые он совершает по своей воле, и невольными, например, дрожанием или внезапным падением. Однако воля и способность раба осуществляются по воле и могуществу Всевышнего Аллаха. Как сказал Всевышний: «…тем из вас, кто желает следовать прямым путём. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (81:28–29). Таким образом, Аллах сообщил, что у человека есть воля, и тут же сообщил, что воля его входит в волю Всевышнего Аллаха, потому что вся вселенная принадлежит Всевышнему Аллаху, и в Его владениях ничего не происходит без Его знания и без Его воли.

Предопределение как оправдание

Именно со способностью человека и его выбором связаны возложение на него религиозных обязанностей, веления и запреты, и творящий благое вознаграждается за то, что выбрал правильный путь, а творящий зло подвергается наказанию за то, что выбрал путь заблуждения.

Всевышний Аллах не возлагает на человека то, что ему не по силам. И Он не принимает ни от кого отказ от поклонения Ему под предлогом того, что таково Его предопределение.

К тому же, до совершения греха человек не знает о знании и предопределении Всевышнего Аллаха. Аллах наделил человека способностью действовать и предоставил ему выбор, и разъяснил ему пути добра и зла. Таким образом, ослушиваясь Аллаха, человек сам выбирает это ослушание и предпочитает его покорности Аллаху и, как следствие, подвергается наказанию за это ослушание.

Плоды веры в предопределение

Вера в предопределение, в судьбу, оказывает огромное влияние на действия человека. Например:

  1. Вера в предопределение — один из главных факторов, заставляющих человека трудиться, быть деятельным в этом мире и усердствовать в том, что угодно Аллаху. Верующим велено создавать причины и при этом уповать на Всевышнего Аллаха и верить в то, что причины дают результаты только с позволения Аллаха. Потому что именно Он сотворил причины, и Он же создаёт результаты. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стремись к тому, что полезно для тебя, проси Аллаха о помощи и не проявляй слабости. И если с тобой случится что-то, не говори: “Если бы я сделал то-то и то-то, было бы то-то и то-то”, но говори: “Предопределение Аллаха, и Он сделал, что пожелал”, ибо, поистине, “если бы” дают шайтану возможность действовать» (Муслим, № 2664).

  2. Человек знает своё место, и его не обуревают гордыня и высокомерие, потому что он не может знать то, что предопределено ему, и не может знать будущего. Поэтому человек должен признавать свою слабость и постоянную потребность во Всевышнем Господе. Когда к человеку приходит благо, он начинает гордиться и обольщаться, а когда его постигает зло, беда, он горюет и печалится. И ничто не спасает человека от гордыни и преступления границ дозволенного, и от печали, когда его постигает зло, кроме веры в предопределение и в то, что случившееся было предопределено Аллахом и Он знал о нём изначально.

  3. Эта вера убивает такой порок как зависть. Верующий не завидует людям из-за того, чем наделил их Аллах по милости Своей, потому что это Аллах даровал им этот удел и это Он предопределил им это. Верующий знает, что завидуя кому-то, он как будто восстаёт против Его предопределения и предустановления.

  4. Вера в предопределение вселяет в сердце человека смелость, помогающую ему справляться с трудностями, и укрепляет его решимость, потому что даёт ему понимание того, что жизненный срок и удел предопределены, и человека никогда не постигнет ничего, кроме того, что предопределено ему.

  5. Вера в предопределение сеет в душе верующего семена нескольких истин веры, и он постоянно испрашивает защиты у Аллаха, полагается на Аллаха и уповает на Него, одновременно делая всё, чтобы достичь поставленной цели. Он также постоянно ощущает свою потребность в Господе и просит у Него поддержки и стойкости.

  6. Вера в предопределение приносит человеку душевный покой, потому что он понимает: то, что постигло его, не могло обойти его стороной, а то, что обошло его стороной, не могло постигнуть его.