Совершение намаза

1. Чистота от осквернения и скверны

  • Подмывание после отправления нужды.
  • Стирка одежды, чистка обуви от нечистот. 
  • Тахарат - омовение перед молитвой

Тахарат – определенные ритуальные действия, которые мусульманин обязан совершать перед совершением намаза. Тахарат – это очищение человека от духовной и физической нечистоты: существует внутренний тахарат, достигающийся путем покаяния и праведностью, и внешний тахарат, достигающийся следующими способами:

Полное омовение (Гусль): совершается после различного рода осквернений (после родов, после интимной близости, по завершении месячных у женщин), тяжелой болезни, перед пятничным намазом, походом в мечеть, постом.

Малое омовение (Вуду`) обязательно непосредственно перед совершением намаза. Как и полное омовение, Вуду требует наличия чистой воды, без посторонних примесей и запаха.

Малое омовение (Вуду`) совершается в следующем порядке:

  1. Произнести намерение совершить малое омовение. Для этого произнести: «Бисмиллахир-рахманир-рахим!».
  2. Три раза вымыть руки до запястья.
  3. Сполоснуть 3 раза рот.
  4. Сполоснуть нос 3 раза: набрать в нос воды и прочистить его.
  5. 3 раза умыть лицо водой.
  6. От конечностей до локтя, каждый по 3 раза.
  7. Один раз, в направлении ото лба к затылку смочить голову.
  8. Промыть уши большим и указательным пальцем: уши должны быть вымыты как внутри, так и за ушной раковиной.
  9. Ступни ног вымыть до щиколоток 3 раза. Сначала моют правую ногу. А затем левую.

Во время омовения недопустим чрезмерный расход воды, излишнее плескание ею на лицо, но и не рекомендуется ее экономия.

Во время омовения нежелательно разговаривать с посторонними.

Малое омовения может считаться недействительным, если в процессе его совершения (или сразу же после него) последовали выделения крови, гноя, посещался туалет, наступал сон, обморок, рвота, громкий мех или опьянение.

Полное омовение (Гусль) необходимо совершать в следующем порядке:

  1. Вымыть руки и места аурата (места, подлежащие обязательному сокрытию).
  2. Произнести вслух намерение совершить полное омовение.
  3. Выполнить по порядку все действия малого омовения.
  4. Троекратно омыть голову и каждую часть тела.
  5. Вымыть ноги.

Во время проведения гусул важно не отвлекаться и не разговаривать. Вода должна омыть все части тела так, чтобы не оставалось сухого места (пупок, кожа под волосами).

Как вуду, так и гусль обязательны для всех мусульман.

2.  Сокрытие аурата

То есть частей тела, которые подлежат сокрытию.

Аурат должен быть сокрыт тканью, которая скрывает очертания органов, то есть одежда не должна быть ни короткой, ни просвечивающейся.

Выделяют три вида аурата:

Женщина: аурат женщины, достигшей совершеннолетия, во время молитвы — всё её тело, за исключением овала лица и кистей рук.

Ребёнок: аурат маленького ребёнка — половые органы и ягодицы.

Мужчина: аурат мужчины, достигшего совершеннолетия, — область от пупка до колена.

Всевышний Аллах сказал: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» (7:31). А минимумом украшений является сокрытие аурата. А под мечетью подразумевается совершение молитвы.

3.  Обращение в сторону кыблы

Всевышний Аллах сказал: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети» (2:149).

Кыбла мусульман — это благословенная Кааба, которую построил отец пророков Ибрахим (мир ему). К ней совершали паломничество пророки (мир им). Мы знаем, что это всего лишь строение из камней, которые не способны ни причинить вред, ни принести пользу. Однако Всевышний Аллах повелел нам обращаться в её сторону во время молитвы, чтобы у всех мусульман была одна кыбля, и обращаясь в сторону Каабы, мусульмане поклоняются Всевышнему, исполняя Его веление.

  • Каждый мусульманин обязан поворачиваться непосредственно к Каабе, если она находится в зоне его видимости. А тем, кто находится далеко от неё, достаточно поворачиваться в сторону Мекки. При этом небольшое отклонение от точного направления не вредит. Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «То, что между востоком и западом — кыбля» (Тирмизи, 342).
  • Если человек не может повернуться в сторону кыбли по причине болезни или в силу других причин, с него снимается эта обязанность — подобно всем остальным обязанностям, которые человек не способен выполнять. Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16).

4. Наступление времени молитвы

Это непременное условие для того, чтобы молитва была действительной. Молитва, совершённая до наступления времени, недействительна. Также запрещается откладывать её совершение до истечения отведённого для неё времени. Как сказал Всевышний: «Поистине, молитва предписана верующим в определённое время» (4:103).

Говоря о наступлении времени молитвы, следует также упомянуть о том, что:

  • Лучше всего совершать молитву в самом начале времени.
  • Обязательно совершать молитву в отведённое для неё время, и запрещается откладывать её совершение до истечения этого времени, какими бы ни были причины.
  • Тот, кто проспал молитву или забыл совершить её вовремя, должен восполнить её, когда вспомнит о ней.

Обязательная пятикратная молитва и время её совершения

Молитва, которую мусульманин обязан совершать пять раз в течение суток, является главной опорой его религии и главной из его религиозных обязанностей.

У каждой молитвы — своё время:

Молитва-фаджр (два рак‘ата) — её время начинается с наступлением рассвета, когда горизонт начинает светлеть, и заканчивается с восходом солнца.

Молитва-зухр (четыре рак‘ата) — её время начинается, как только солнце отклоняется от точки зенита, и заканчивается, когда длина тени от предмета становится равной длине самого предмета.

Молитва-‘аср (четыре рак‘ата) — её время начинается, когда заканчивается время молитвы-зухр, то есть когда длина тени от предмета становится равной длине самого предмета, и заканчивается с заходом солнца. Мусульманин должен стараться совершить эту молитву до того, как солнце пожелтеет и его сияние потускнеет.

Молитва-магриб (три рак‘ата) — её время начинается с захода солнца, то есть с того момента, как солнечный диск скроется за горизонтом, и завершается с исчезновением с неба красного зарева, которое остаётся после захода солнца.

Молитва-‘иша (четыре рак‘ата) — её время начинается с исчезновением с неба красного зарева, которое остаётся после захода солнца и заканчивается в середине ночи, однако в крайних случаях её можно совершать до самой молитвы-фаджр.

Мусульманину разрешается пользоваться расписаниями молитв и он не обязан лично удостоверяться в наступлении времени той или иной молитвы.

5. Место молитвы

Ислам предписывает совершать молитвы коллективно, дабы они совершались в мечетях и они служили местом собрания мусульман, что способствует укреплению уз братства и любви, связывающих их. Ислам учит, что такая молитва намного лучше той, которую человек совершает в одиночку. Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Молитва человека с общиной превосходит молитву, совершаемую в одиночестве, на двадцать семь степеней» (Бухари, 619; Муслим, 650; Ахмад, 5921).

Однако молитву можно совершать в любом месте. Такова милость Аллаха к нам. Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения, и любой человек из моей общины может молиться там, где его застанет молитва» (Бухари, 328; Муслим, 521).

Условия, которым должно отвечать место молитвы

Ислам ставит условие о том, что земля, на которой совершается молитва, должна быть чистой. Всевышний Аллах сказал: «Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилю (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (2:125). Основой является чистота, тогда как нечистота — явление случайное, приходящее, и если тебе неизвестно о наличии нечистоты в данном месте, считай его чистым. При этом не является желательным приобретать молитвенный коврик или кусок ткани, чтобы совершать молитву только на нём.

Существует несколько общих правил, которые ты должен соблюдать. Вот некоторые из них:

  1. Не причинять людям неудобства своей молитвой, то есть не совершать её, например, на дорогах, по которым ходят люди, или в коридорах и других местах, в которых запрещается стоять, поскольку это затрудняет движение людей и образуется давка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил причинять вред и неудобства людям, сказав: «Нельзя причинять вред ни первыми, ни в ответ» (Ибн Маджа, 2340; Ахмад, 2865).
  2. В этом месте не должно быть того, что отвлекает молящегося, например, изображений, громких голосов или музыки.
  3. Не следует выбирать для совершения молитвы место, в котором смеются над поклонением и скверно отзываются о нём, например, место, в котором собираются пьяные или фанатичные люди и так далее. Всевышний Аллах запретил ругать объекты поклонения неверующих, чтобы они в ответ не начали со злости поносить Аллаха, не задумываясь о том, что делают. Всевышний Аллах сказал: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству» (6:108).
  4. Нежелательно совершать молитву в местах, изначально предназначенных для того, что является ослушанием Аллаха — в ночных клубах, дискотеках и так далее.
Можешь ли ты совершать молитву в мечети вместе с общиной?
Мужчине следует совершать молитву вместе с общиной, ибо это одно из самых великих и наиболее угодных Аллаху дел. Для женщин это разрешено.
Если ты не имеешь возможности совершать молитву в мечети, то являются ли другие места нечистыми?
Запрещается совершать молитву в нечистом месте. Аллах повелел нам очищаться для молитвы.
Если место не является нечистым, то причиняет ли совершение молитвы в этом месте неудобства людям (например, место представляет собой дорогу, по которой они ходят)?
Запрещается причинять неудобства людям и беспокоить их, даже посредством совершения молитвы, и ты должен выбрать другое место для её совершения.
Присутствуют ли в этом месте отвлекающие факторы (изображения, голоса и так далее)?
Следует отдаляться от всего, что отвлекает молящегося и мешает ему сосредоточиться на молитве.
К особенностям мусульманской общины и проявлениям милости Аллаха к ней относится и то, что Он сделал совершение молитвы в любом месте на земле действительным.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить