К качествам, присущим праведным рабам Аллаха, относится и терпение, которое Всевышний Аллах превозносит в Своей Книге и к которому побуждает нас. Веление проявлять терпение и украшать себя этим замечательным и необходимым качеством мы находим и в Сунне нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Будьте терпеливы, будьте терпеливее» (сура 3 "Семейство ‘Имрана", аят 200)
.
Всевышний также сказал: «Поистине, терпеливые получат свою награду полностью безо всякого счёта» (сура 39 "Толпы", аят 10)
.
И Господь сказал: «А если кто-то проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (сура 42 "Совет", аят 43)
.
И Всевышний сказал о Своём рабе и пророке Айюбе (мир ему): «Поистине, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб! Поистине, он всегда обращался к Аллаху» (сура 38 "Сад", аят 44)
.
А теперь обратимся к пречистой Сунне. В ней тоже очень много сказано о терпении. Приведём несколько примеров.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Терпение — свет» [Муслим].
И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет стараться терпеть, тому Аллах поможет терпеть, и не бывает дара лучше терпения» [Бухари; Муслим].
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Насколько удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него, и не дано это никому, кроме верующего. Если что-то радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» [Муслим].
Терпение неразрывно связано с верой.
Великий мусульманский учёный и врачеватель сердец имам Ибн Каййим аль-Джаузийя (да помилует его Аллах) как-то заметил: «Вера зиждется на терпении и благодарности. Половина её — терпение, а вторая половина — благодарность. И сила веры человека зависит от степени его терпения и благодарности» [Фаваид].
Терпение бывает трёх видов.
Первый вид терпения: терпение в покорности Аллаху. Оно особенно необходимо в трудных для человеческой души видах поклонения. Это, например, молитва, которая трудна для человека из-за присущей ему лени, а также выплата закята, которая трудна для него из-за присущей ему скупости, и хадж, который труден для человека из-за присущих ему и лени, и скупости.
А помочь в осуществлении этого непростого вида терпения верующему могут следующие действия:
— Испрашивание помощи у Всевышнего Аллаха. И, конечно же, убеждённость в том, что именно Он, Всевышний, дарует рабу Своему терпение. Вместе с тем требуется и искренность намерения, чтобы к терпению его побуждала любовь к Аллаху, стремление к довольству Его и желание приблизиться к Нему.
— Избавление и отдаление от всего, что способствует слабости. Верующий не должен проявлять беспечность, забывая об Аллахе и отвлекаясь от Него. И он должен бороться с ленью, которая «отговаривает» его от соблюдения предписаний исламского этикета, а также совершения желательных с точки зрения Шариата действий и дополнительных видов поклонения, поскольку это своеобразная тренировка для души и подготовка к совершению обязательного. При этом верующий должен чаще думать о той великой награде, которую Всевышний Аллах приготовил для терпеливых.
— Так же важно помнить о том, что терпеть со временем становится легче, потому что душа человека привыкает проявлять его. Ведь Всевышний помогает Своему искреннему рабу проявлять терпение в том, что ранее тяготило его и что ему трудно было вынести. Как сказал Всевышний Аллах: «А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями. Поистине, Аллах — с творящими добро!» (29:69)
.
Верующих, которые боролись с врагами Аллаха, собственной душой и шайтаном, терпеливо переносили испытания и страдания на пути Аллаха, Всевышний поведёт путями блага и утвердит их на прямом пути. Обладающий этими качествами совершает благодеяние по отношению к самому себе и к другим. И поистине, Всевышний Аллах — с теми из Своих творений, которые совершает благодеяние, помогая им, оберегая их и наставляя на истинный путь [Ат-тафсир аль-муйассар].
Эти действия помогают верующему с позволения Всевышнего проявлять терпение в покорности Аллаху и неуклонно исполнять Его веления и соблюдать Его запреты.
Второй вид терпения: терпение в воздержании от ослушания Аллаха. Рабу Аллаха это терпение крайне необходимо, и от него, безусловно, требуется запасаться этим терпением, ибо оно ему непременно понадобится.
Особенно важно уметь проявлять это терпение тогда, когда для совершения грехов и ослушания Господа созданы все условия и человека никто не видит. Чем доступнее это ослушание, например, ослушание, совершаемое языком, будь то злословие, ложь или что-то иное, тем труднее человеку проявить терпение и удержаться от греха.
Всевышний Аллах позаботился о Своих рабах, не оставив их просто так. Он наделил нас всем, в чём мы нуждаемся и что приносит нам пользу. И какой бы недуг ни послал Он Своим рабам, Он обязательно ниспосылает и исцеление от него.
Это относится и к такому недугу как слабость, мешающая человеку проявлять терпение в воздержании от запретного. Всевышний Аллах даровал нам то, что помогает исцелиться от этого недуга и проявить достойное терпение.
Вспомним историю пророка Юсуфа (мир ему), которого пыталась соблазнить жена вельможи, однако он не позволил запретной страсти взять верх над собой. Ознакомившись с его историей, каждый понимает, что у пророка Аллаха Юсуфа (мир ему) были все возможности совершить прелюбодеяние.
Он был холостым, а у холостого мужчины нет возможности удовлетворить свое желание. И он был чужестранцем там, а чужестранец обычно не стыдится того, чего стыдится коренной житель, и не боится позора, будучи чужим в этом городе. Женщина была знатной и красивой, а он был её слугой и обязан был подчиняться ей и выполнять всё её распоряжения. И когда он входил в дом, это ни у кого не вызывало никаких подозрений, и он мог входить, когда хотел.
Мужа этой женщины не было дома. Да и муж не относился к числу ревнивых: узнав о произошедшем, он не принял никаких мер, а только велел Юсуфу забыть о том, что произошло, а жене — попросить прощения. Наконец, она сама позвала его — этим она сломала все психологические барьеры между ними. Она устранила все препятствия на пути к греху, она преследовала его и даже угрожала ему тюрьмой, если он не согласится согрешить с ней, и она прибегла к опаснейшим женским козням. Но всё напрасно: он проявил стойкость и обратился за защитой к своему Господу и Покровителю.
Посмотрите, как он сопротивлялся позывам собственной души, и Всевышний Аллах даровал ему за это высокую, почётную степень. Он избрал его и сделал одним из искренне творящих добро.
Почему Юсуф (мир ему) проявил терпение и что помогло ему в этом?
1. Страх перед Всевышним Аллахом.
2. Помощь от Аллаха и Его поддержка. Всевышний сказал: «Она возжелала его, и он возжелал бы её, если бы не увидел знамение своего Господа. Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Поистине, он был из числа Наших избранных [или искренних] рабов» (сура 12 "Йусуф", аят 24)
. Аят указывает на то, что Всевышний Аллах отвратил от Юсуфа зло и мерзость так, что даже если бы он захотел совершить их, он бы не смог, потому что их просто не было…
3. Отдаление от того, что ведёт к ослушанию Аллаха. Он не просто сказал: «Поистине, я боюсь Аллаха, Господа миров!» — и остался сидеть в доме. Он произнёс эти слова и побежал прочь от соблазнявшей его женщины, желая покинуть дом. Уход с места искушения помогает спастись от запретной страсти. А оставаться возле источника искушений — значит побуждать себя к запретному. Поэтому не колеблясь беги прочь от мест, в которых люди ослушаются Всевышнего.
4. Обращение к Аллаху с мольбой о помощи и защите: «Он сказал: “Господи! Темница милее мне, чем то, к чему меня призывают. Если Ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд”» (сура 12 "Йусуф", аят 33)
.
5. Он был праведным и богобоязненным. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, он был из числа Наших искренних рабов» (сура 12 "Йусуф", аят 24)
.
6. Он предпочёл страдания мерзкому поступку: «Он сказал: “Господи! Темница милее мне, чем то, к чему меня призывают» (сура 12, аят 33)
.
Если говорить конкретно о том, что помогает человеку проявить терпение и не ослушаться Аллаха, когда возникают искушения между мужчиной и женщиной, то это частое соблюдение добровольного поста, отдаление от всего, что вызывает страсть, и, конечно же, вступление в брак для тех, кто ещё не женился.
Третий вид терпения: терпение в период испытания. Под испытаниями мы подразумеваем всё тяжкое и неприятное, что постигает человека по воле Всевышнего на протяжении его земной жизни. Эти испытания закаляют и очищают верующего, ибо их терпеливое перенесение способствует прощению его грехов.
Человек не может предотвратить их и уйти от них, поэтому наилучшее, что он может сделать, когда они постигают его, — проявить терпение. О достоинстве терпения перед лицом испытаний немало сказано в хадисах нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За [терпеливое перенесение] любого испытания, постигающего мусульманина, Всевышний Аллах прощает ему грехи, — даже если это будет колючка, о которую он уколется» [Бухари; Муслим].
Всевышний сообщил нам о том, что Он предопределил все беды и несчастья, которые случаются в мире, в том числе и горе, которое постигает человека, записав всё это в Хранимой скрижали до того, как оно произойдёт. Затем Всевышний разъяснил, для чего Он сообщил нам об этом — чтобы мы сохраняли спокойствие и не сокрушались, если с нами случится беда, и не ликовали, когда к нам приходит благо, и не радовались ему чрезмерно, забывая, Кто даровал нам это благо. Мы должны проявлять терпение в горе и благодарить в радости и благоденствии.
Последователь сподвижников ‘Икрима (да помилует его Аллах) сказал: «Каждый человек радуется и печалится, однако вы должны превращать радость в благодарность, а печаль — в терпение».
Тот, кто верит в предопределение, проявляет стойкость и терпение, когда его постигает горе, и надеется на награду Всевышнего, и беда оборачивается для него благом.
Всевышний сказал: «Любое несчастье случается только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи» (64:11)
.
‘Алькама (да помилует его Аллах) сказал: «Речь идёт о человеке, которого постигает несчастье, а он проявляет смирение и довольство, зная, что это — от Аллаха».
Значение аята таково: если человека постигла беда, но он, зная, что она — от Аллаха, и это Аллах предопределил ему её, проявил терпение, надеясь на награду Аллаха, Всевышний Аллах наставит сердце его на истинный путь и заменит то, чего он лишился в этом мире, Своим верным руководством и твёрдой убеждённостью в правильности выбранного пути. А в некоторых случаях Всевышний возвращает ему потерянное или дарует ему взамен нечто лучшее.
Слова «Поистине, Аллаху принадлежим мы и к Нему возвращаемся» относятся к лучшим и наиболее полезным в этом мире и в мире вечном лекарствам для того, кого постигло испытание, поскольку они содержат в себе две основы, познав и прочувствовав которые, раб Аллаха утешается и отвлекается от своей беды.
Основа первая: сам человек, его семья и его имущество принадлежат на самом деле Всевышнему Аллаху, и Он даёт всё это рабу Своему во временное пользование, и он берёт это, как берёт человек у кого-то вещи во временное пользование.
Основа вторая: рабу Аллаха предстоит вернуться к Аллаху — его истинному Покровителю, и он непременно оставит этот мир позади и придёт к Господу своему в одиночестве таким, каким Он создал его в первый раз: без семьи, без имущества, без родных и близких, неся с собой только благие и скверные деяния.
Думать о своём начале и конце — одно из лучших лекарств в испытаниях. Есть и другие. Например:
— Быть убеждённым в том, что постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, а обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя.
— Смотреть на то, что постигло его, и осознавать, что Господь, забрав нечто, оставил тебе нечто подобное или даже лучшее, и приберёг для тебя к тому же, если ты проявишь терпение и довольство, награду, во много раз более значительную, нежели потерянное тобой. И поистине, если бы Он пожелал, то сделал бы это испытание более тяжким.
— Потушить пламя своего горя, следуя примеру тех терпеливых, на чью долю выпали тяжкие испытания, и помнить о том, что всех людей постигают испытания.
— Знать, что ропот и отчаяние не вернут утраченное, а лишь усилят боль утраты и усугубят положение.
— Знать, что упустить награду за терпение и смирение — благословение, милость и верное руководство, которые гарантировал Аллах тем, кто проявляет терпение, — на самом деле страшнее самого испытания.
— Знать, что ропот и причитания только дают врагу повод для злорадства, а другу — повод для огорчения, гневят Господа и радуют шайтана, и лишают человека награды и ослабляют его.
— Утешать сердце надеждой на то, что Аллах дарует ему нечто взамен утраченного.
— Знать, что как ты воспримешь испытание, то оно тебе и принесёт: нетерпение повлечёт за собой скверные последствия, а терпение — благие.
— Твоим отношением к испытанию определяется то, что оно принесёт тебе, так выбери же между благой долей и скверной!
— Знать, что, как бы ни убивался человек в своём горе, всё равно в конце концов ему придётся смириться и проявить терпение, но это вынужденное терпение уже не будет похвальным и награды за него не будет.
— Знать, что этому испытанию подверг тебя Наимудрейший и Милостивейший, и что Он, Всевышний, послал тебе это испытание не для того, чтобы погубить тебя или подвергнуть мучению и причинить горе. Он послал тебе это испытание для того, чтобы испытать твоё терпение, довольство предопределением и веру.
— Знать, что если бы не беды и испытания в этом мире, то раба Аллаха постигли бы такие недуги как высокомерие, самолюбование и жестокосердие, которые стали бы причиной его гибели в этом мире и в мире вечном. И Всевышний Аллах по милости Своей посылает порой Своему рабу лекарство в виде испытания, дабы оно оберегало его от этих болезней.
— Знать, что горечь в этом мире обернётся сладостью в мире вечном.
Эти лекарства рекомендует нам имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) в своём замечательном труде «Зад аль-маад = Запас для мира вечного».
В том же труде он пишет: «Есть и такое лекарство — сравнить два наслаждения и понять, какое более значительное и долговечное. Это наслаждение от пользования тем, чего человек лишился в результате постигшего его испытания, и наслаждение, которое ожидает его в качестве награды [за терпение]. Если он выбрал правильное, пусть благодарит Аллаха за то, что Он помог ему в этом. Если же он выберет то, что явно уступает [наслаждению, получаемому от награды за терпение], пусть знает, что беда, постигшая его разум сердце и религию, намного серьёзнее той беды, которая постигла его, затронув нечто мирское».
Невозможно усомниться в важности терпения и в том, что оно играет огромную роль в земной жизни человека и необходимо каждому, кто стремится к счастью в мире вечном.
Да сделает нас Всевышний Аллах одними из тех, «которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают молитву, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Последняя обитель» (сура 13 "Гром", аят 22)
.
Это те, которые терпеливо сносят обиды и терпеливы в покорности Ему и воздерживаются от ослушания Его в стремлении снискать довольство Господа, совершают молитву наилучшим образом, выплачивают из своего имущества обязательный закят и расходуют его в других желательных с точки зрения Шариата направлениях, тайно и открыто, и, совершив скверный поступок, спешат совершить следом за ним благой, дабы он стёр его собой. Именно их, обладателей этих качеств, ожидает благополучие и преуспеяние в мире вечном [Ат-тафсир аль-муйассар].
И да поможет нам Всевышний войти в число тех, кому Он дарует «сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (сура 13 "Гром", аяты 23–24)
!
Карима Сорокоумова