2a09fd44349423e5f6fe64c74af3dc93Хвала Аллаху, Обладателю великого достоинства и неисчислимой милости, Который сделал стыдливость составной частью Веры (Имана). Свидетельствуем, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Он — Один, нет у Него сотоварищей. «Его просят те, кто на небесах и на земле. Каждый день Он занят делом» (Коран, 55:29).

Свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Его Посланник, который был послан к обоим мирам, к людям и джиннам. Да благословит Аллах своего Пророка, а также его семью и всех его сподвижников, усилиями которых Ислам распространился по всей земле.

О рабы Аллаха! Будьте богобоязненными и будьте стыдливы перед Аллахом, так как вам предписано. Помните, что Он наблюдает за вами, Он слышит и видит вас, где бы вы ни находились. Не бросайте Ему вызов своими грехами, полагая, что затем вы сможете спрятаться от Него. Воистину, Он слышит ваши секреты и тайные беседы.

Стыдливость — это одно из похвальных качеств, которое удерживает человека от неподобающих речей и поступков. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الْحَيَاءُ لَا يَأْتِي إِلَّا بِخَيْرٍ

«Стыдливость всегда сопровождается только благом».

Также Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что данное качество является одной из составляющих частей Веры. Передается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الْإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ شُعْبَةً فَأَفْضَلُهَا قَوْلُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الْأَذَى عَنْ الطَّرِيقِ وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنْ الْإِيمَانِ

«Вера (Иман) имеет семьдесят с лишним ветвей, самая лучшая из них — это слова «Ля иляха илля-Ллах» (Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), а самая малая ветвь – это удаление с дороги всего, что мешает людям, и стыдливость – это также одна из ветвей Веры».

В одном из хадисов сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо человека, который упрекал своего брата за стеснительность. Когда он услышал эти упрёки, то сказал ему:

دعه فإن الحياء من الإمان

«Оставь его, воистину, стыдливость от Веры».

Данные хадисы говорят о том, что стыдливость является одним из достойных качеств.

Имам ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: „Слово «стыдливость /хая΄» (حياء) происходит от слова «жизнь /хаят» (حياة), от него же происходит и слово «дождь /хая» (حيا). Чем живее сердце человека, тем сильнее в нём качество стыдливости. Если же стыда мало, то причина тому – мёртвое сердце и дух. Чем больше жизни в сердце, тем совершеннее стыдливость. Истинная сущность стыдливости заключается в том, что это качество побуждает человека оставлять всё скверное и не даёт ему проявлять нерадивость и упущения в том, что касается соблюдения законных прав других людей“.

Стыдливость может проявляться между человеком и Аллахом (Велик Он и Славен). Человек должен стесняться того, что Аллах видит его, когда он ослушается Его велений и совершает грехи. Также стыдливость может проявляться между человеком и другими людьми. Стыдливость между человеком и его Господом наилучшим образом разъясняется в следующем хадисе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

استحيوا من الله حق الحياء. قالوا: إنا نستحي يا رسول الله. قال: ليس ذلكم. ولكن من استحيا من الله حق الحياء فليحفظ الرأس وما وعى، وليحفظ البطن وما حوى، وليذكر الموت والبلى. ومن أراد الآخرة ترك زينة الدنيا، فمن فعل ذلك فقد استحيا من الله حق الحياء

«Стыдитесь Аллаха самым надлежащим образом», сподвижники сказали: «Мы стыдимся, Посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не о таком [стыде говорю] вам. Кто стыдится Аллаха надлежащим образом, пусть бережёт свою голову и то, что в ней содержится [1], пусть хранит свой живот и то, что в него попадает [2], пусть помнит о смерти и разложении. Кто желает Жизни Будущей, тот оставляет прикрасы мирской жизни. Кто поступает так, тот стыдится Аллаха самым надлежащим образом».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объяснил нам в этом хадисе, какие признаки указывают на настоящую стыдливость перед Аллахом: человек должен беречь своё тело и не использовать его для грехов и ослушания Аллаха, он должен больше помнить о смерти и питать меньше надежд относительно мирской жизни. Человек не должен отвлекаться усладами этого мира от Мира Следующего и не должен бежать позади тленной жизни. В одном из хадисов говорится:

أن من استحيى من الله استحيى الله تعالى منه

«Кто стыдится Аллаха, того стыдится сам Всевышний Аллах».

Стыдливость Аллаха перед Своим рабом — это стыдливость почёта и благодеяния, стыдливость щедрости и славы. Аллах (Велик Он и Славен) является Щедрым и Стыдливым (Хайийй/الحَيِيُّ). В хадисах говорится, что Аллах стесняется того, чтобы после мольбы человек опустил свои руки ни с чем, и стесняется подвергнуть наказанию седого человека, который покрылся сединой, исповедуя Ислам.

Что касается стыдливости, которую люди должны проявлять в отношениях друг к другу, то она выражается в воздержании от всего неподобающего. Стыдливый человек не желает, чтобы кто-то из людей увидел какие-либо порицаемые действия, позорящие его честь и портящие его репутацию. Стыдливость удерживает человека от совершения неприличных поступков и непристойного поведения.

Если человек стыдится Аллаха, избегая всего, что Он запретил в любой ситуации, когда он находится в обществе людей, и когда он остаётся наедине, то такая стыдливость считается поклонением, потому что совершается из-за богобоязненности и страха перед Аллахом (Велик Он и Славен). Это не обычная врождённая стеснительность, это стыдливость, происходящая от знания о своём Господе, от осознания Его величия и близости к Своим рабам, от понимания, что Он неустанно следит за всем происходящим, знает, на что украдкой смотрят людские глаза, и что скрывается в их сердцах. Такая стыдливость является одним из лучших качеств Веры (Имана), более того, стыдливость является одним из самых  высших проявлений Благодетельности (Ихсан) [3], как сказал Посланник (мир ему и благословение Аллаха):

الإحسان أن تعبد الله كأنك تراه فإنك إن لا تراه فإنه يراك

 «Благодетельность (Ихсан) – это  поклонение Аллаху так, словно ты Его  видишь, ведь, несмотря на то, что ты Его не видишь, Он все равно тебя видит».

Человек, который стыдится людей, должен отдаляться от скверных и порицаемых манер поведения, от плохих дел и слов. Стыдливый человек обязан оставить ругань, сквернословие, пересуды и сплетни, он не должен переходить границы приличия и грубо разговаривать. Человек, у которого есть стыд, никогда не будет открыто совершать грехи, никогда не будет вставать на защиту порока. Стыдливость перед своим Господом препятствует разложению человеческой души, а стыдливость перед людьми препятствует совершению дурных дел и произнесению злых речей. Это качество помогает человеку сохранять как внутреннюю, так и внешнюю праведность, именно поэтому стыдливость является частью Веры. Если же стыд исчезает, то у человека не остаётся ничего, что удерживало бы его от плохих дел и дурных манер поведения. Такой человек словно теряет свою Веру, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

إن مما أدرك الناس من كلام النبوة الأولى: إذا لم تستح فاصنع ما شئت

«Слова, которые люди усвоили от пророков прошлого: «Если ты не стесняешься, то делай что хочешь»[4].

Это значит, что человек, у которого отсутствует стыд, будет совершать грехи и дурные поступки, потому что стыд является тем качеством, которое могло бы удержать его от этих дел, но у этого человека такого качества нет. Поэтому, если человек утрачивает стыд, то дальше ничто не сможет удержать его от зла и мерзости.

Сообщается, что Сальман аль-Фариси (да будет им доволен Аллах) сказал: «Если Аллах желает человеку погибели, то лишает его стыдливости, если же Он лишит его стыдливости, то ты непременно увидишь, что  он станет для Аллаха ненавистным и отвратительным. Когда он станет ненавистным и отвратительным, то Аллах лишит его надёжности, и ты непременно увидишь, что он станет предателем и изменником. Когда он станет предателем и изменником, то Аллах лишит его милосердия, и ты непременно увидишь, что он станет чёрствым и жестокосердным. Когда он станет чёрствым и жестокосердным, то Аллах снимет с его шеи завязь Веры (Имана), а когда завязь Веры будет снята с его шеи, ты непременно увидишь, что он станет проклятым шайтаном, и падут на него многие проклятия».

Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Стыдливость и Вера в одной связке, если одно уйдёт, то за ним последует и другое».

Всё это говорит нам о том, что, когда человек утрачивает качество стыдливости, то не остается ничего, что помешало бы ему творить скверные дела: он не воздерживается от запретного (харам), не боится совершать грехи, не удерживает свой язык от злословия и сплетен. Поэтому в наше время, когда стыдливости стало мало, а в некоторых сообществах она абсолютно исчезла, распространились пороки, всё, что необходимо скрывать и прятать стало явным, мерзость и позор выставляются на всеобщее обозрение, скверное одобряется, низкие и подлые поступки и нравы становятся достоинствами, которыми люди гордятся и хвалятся. В авангарде тех, кто распространяет нечестие, идут певцы, композиторы, музыканты и танцоры, оголяя при этом свои тела перед другими и оставляя едва прикрытыми только самые срамные места, а также игроки, которые всю свою жизнь попусту тратят время, занимаясь бесполезными играми. Но ещё меньшим  стыдом отличаются те бездельники, которые убивают своё время, слушая и наблюдая за забавами этих плясунов и игроков.

Следствием бесстыдства также является слабая ревность в сердцах некоторых мужей, которые оставляют своих жён наедине с посторонними мужчинами. Они  предоставляют им возможность свободно общаться и оставаться наедине со своими женщинами в домах и машинах. Эти люди могут сопровождать их жен и дочерей на работу, к месту учебы и на рынки, и всё это время они находятся без свидетелей. Где же ревность? Где стыд? Где порядочность? Где мужественность?

Другим признаком потери стыда является то, как ведут себя женщины; многие из них совершенно не прикрывают своё тело, не носят платок, выходят на улицу накрашенными, надевая украшения, используя духи. В таком виде они отправляются в магазины, рынки, общественные места и нисколько не стесняются того, что мужчины смотрят на них, более того, они гордятся своим видом и привлекают внимание противоположного пола.

Также хотелось бы задать вопрос тем мужчинам, которые вместе со своими жёнами и детьми смотрят по телевизору постыдные фильмы, а некоторые даже покупают их, расходуя на это свои деньги. В этих фильмах содержатся развратные сцены, которые убивают нравственность, побуждают к порочности, призывают к распутству и мерзости.

Где стыд у тех, кто погубил своих детей, отдав их на воспитание городским улицам? Эти дети ходят там, где им вздумается, дружат с кем попало. Как правило, такие друзья имеют скверный характер и дурной нрав. Это уличные хулиганы, которые с малых лет привыкают доставлять людям неприятности, нарушать общественный порядок, воровать, угрожать жизни людей  и их имуществу.

Где стыд у курящих? Они выпускают омерзительный дым из своих ртов в лица собеседниками и окружающим людям, мешают им дышать, загрязняют воздух, отравляют их тела, пачкают души и заставляют вдыхать это невообразимое зловоние.

Где стыд у работников, которые не чувствуют своей ответственности, не выполняют своих обязанностей и утомляют начальство необходимостью проверять и контролировать каждый их шаг?

Где стыд у бизнесменов и продавцов, которые обманывают своих клиентов, хитрят и мошенничают?

Что заставило этих людей пасть столь низко, если не отсутствие стыда? Истину сказал Посланник (мир ему и благословение Аллаха):

إذا لم تستح فاصنع ما شئت

«Если ты не стесняешься, то делай что хочешь».

О рабы Аллаха! Будьте богобоязненны и помните, что Аллах всегда следит за вами, Он видит все ваши действия и поступки.

إِنَّ الَّذِينَ يَخْشَوْنَ رَبَّهُم بِالْغَيْبِ لَهُم مَّغْفِرَةٌ وَأَجْرٌ كَبِيرٌ * وَأَسِرُّوا قَوْلَكُمْ أَوِ اجْهَرُوا بِهِ إِنَّهُ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ * أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ

«Воистину, тем, которые боятся своего Господа, не видя Его воочию, уготованы прощение и великая награда. Храните ли вы свои речи в секрете или же говорите о них вслух, Он ведает о том, что в груди. Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он – Проницательный, Сведущий?» (Коран, 67:10-12).

Также следует знать, что похвальной является та стыдливость, которая удерживает своего обладателя от всего дурного и ведёт к хорошим делам, которые красят человека и делают его лучше. Если же стыдливость удерживает человека от дел, приносящих ему пользу в Религии или в мирской жизни, то такая стыдливость порицаема. На самом деле это просто слабость, малодушие, бездеятельность и униженность. Верующий не стесняется говорить слово Истины, побуждать к добру, удерживать от зла. Также верующий не стесняется задавать вопросы с целью больше узнать о своей Религии. Стыдливость, которая удерживает от добрых дел и слов Истины, это не что иное, как наущение шайтана, который желает ослабить нашу решимость.

Хвала Аллаху, мир и благословение Его Посланнику, а также его семье и всем его сподвижникам.

  • 1 Т.е. пусть контролирует свои мысли и отстраняется от дурных помыслов.
  • 2 Т.е. человек должен следить за тем, что он употребляет в пищу и каким путём зарабатывает себе на жизнь.
  • 3 Ихсан – наилучшее исповедание Религии, совершенство в ней.
  • 4 Хадис передал аль-Бухари.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Цитата

  • Каждый человек должен подавать милостыню за каждый сустав своего тела ежедневно. Если ты справедливо рассудишь двух людей - это считается милостыней, если поможешь человеку сесть верхом на животное или положить вещи на него, то это будет милостыня, доброе слово - милостыня, каждый шаг на пути в мечеть - милостыня, если ты удалишь с
    Хадис, Бухари и Муслим
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5