Определение веры в Судный день
Это твёрдая вера в то, что Всевышний Аллах воскресит людей и выведет их из могил, а потом воздаст им за все их деяния, после чего обитатели Рая отправятся в Рай, а обитатели Ада займут своё место.
Вера в Судный день — один из столпов веры, без которых Иман (вера) человека недействителен. Всевышний сказал: «Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день» (2:177).
Почему Коран делает акцент на вере в Судный день?
Коран делает акцент на вере в Судный день и обращает на него наше внимание при каждом удобном случае. Он подчёркивает неотвратимость его наступления с помощью различных приёмов арабского языка, и во многих аятах привязывает веру в Судный день к вере во Всевышнего Аллаха.
Причина в том, что вера в Судный день — неизбежный результат веры в Аллаха и Его справедливость. Поясним сказанное:
Аллах не одобряет несправедливость и не оставляет притеснителя без наказания, а притеснённого — без возмещения. И Он не оставляет благие дела без награды, и дарует каждому обладающему правом то, что ему причитается. Мы видим, что некоторые несправедливые люди проживают земную жизнь и умирают, так и не подвергнувшись наказанию. И некоторые притесняемые проживают жизнь и умирают, так и не получив то, что принадлежит ему по праву. Что это означает? Ведь Аллах не приемлет несправедливости… Это означает, что должна быть другая жизнь, кроме той, которую мы проживаем в этом мире. Должно быть возвращение к жизни, чтобы совершавший благие дела мог обрести свою награду, а злодей подвергнуться справедливому наказанию, и чтобы каждый обладающий правом мог получить то, что ему причитается.
Что включает в себя вера в Судный день?
Вера в Судный день включает в себя несколько пунктов, в том числе:
- Вера в воскрешение и сбор.
Подразумевается оживление мёртвых и их последующий выход из могил, и возвращение душ в их тела, после чего люди предстанут перед Господом миров. Потом они будут собраны в одном месте босыми и нагими, как после первого своего сотворения.
Необходимость веры в Судный день обоснована в Коране и Сунне и подтверждается разумом и инстинктивной человеческой природой. И мы верим, что Аллах воскресит тех, кто в могилах. В их тела вернётся душа, и они предстанут перед Господом миров.
Всевышний Аллах сказал: «После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15–16).
Судный день упоминается во всех Писаниях. Кроме того, мудрость Всевышнего предполагает, что Судный день должен наступить: Всевышний Аллах должен воскресить Свои творения к жизни, чтобы воздать им за всё, что Он возложил на них через Своих посланников.
Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (23:115).
Доказательства истинности воскрешения в Коране
- Всевышний Аллах сотворил людей изначально, и Он способен воссоздать их. Всевышний сказал: «Он — Тот, Кто создаёт творения в первый раз, а затем воссоздаёт их» (30:27).
И Всевышний сказал, побуждая Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) отвечать тем, кто считал невозможным воссоздание и оживление истлевшей кости: «Скажи: “Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении”» (36:79).
- Бывает, что земля мертва, на ней нет никакой зелени, но вот Аллах посылает дождь и она оживает и производит множество самых разных растений. И Он, разумеется, способен оживить и умерших людей. Всевышний сказал: «Мы ниспослали с неба благословенную воду и взрастили посредством нее сады и зерна собранного урожая, и высокие пальмы с висящими рядами плодами. Таково пропитание для рабов. Мы оживили ею мёртвую землю. Таким же будет выход из могил!» (50:9–11).
- Каждый разумный человек понимает, что способный на великое и трудное, конечно же, способен и на менее значительное. А Всевышний Аллах сотворил не только нас, но и небеса, землю и галактики, эти огромные, удивительные и сложно устроенные творения. Понятно, что воссоздать истлевшие кости много легче. Всевышний сказал: «Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобные им? Конечно, ведь Он — Творец, Знающий» (36:81).
- Вера в расчёт и весы.
Аллах подвергнет творения расчёту за дела, которые они совершали в земной жизни. Расчёт приверженцев единобожия, которые были покорны Аллаху и Его Посланнику, будет лёгким, а расчёт приверженцев ширка (многобожия) и грешников будет тяжким.
Дела будут взвешены на огромных весах. На одну чашу будут положены благие дела, а на вторую — скверные, и у кого перевесят благие дела, тот станет обитателем Рая, а у кого перевесят скверные дела, тот станет обитателем Ада, и «Господь твой ни с кем не поступает несправедливо».
Всевышний Аллах сказал: «В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдётся нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесём и его. Довольно того, что Мы ведём счёт!» (21:47).
- Рай и Ад.
Рай — это обитель вечного блаженства, которую Аллах приготовил для богобоязненных, покорных Аллаху и Его Посланнику. Там есть все виды вечного блаженства, которые только могут пожелать души и которые желанны для человека и радуют глаз его.
Всевышний Аллах сказал, побуждая Своих рабов спешить с совершением угодных Ему дел, дабы им войти в Рай, ширина которого равна небесам и земле: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (3:133).
А Ад — обитель вечных мучений, которую Аллах приготовил для неверующих, которые не веровали в Аллаха и ослушивались Его посланников. Там столько видов мучений, что мы не способны их даже представить.
Всевышний Аллах сказал, предостерегая Своих рабов от Огня, который Он уготовал для неверующих: «Побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован неверующим» (2:24).
О Аллах, просим у Тебя Рая и приближающих к нему слов и дел и ищем у Тебя защиты от Ада и приближающих к нему слов и дел!
- Мучения и блаженство в могиле.
Мы верим в то, что смерть — истина. Всевышний сказал: «Скажи: “Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу”» (32:11).
Бесспорно, это ужаснейшее из зрелищ. Мы верим в то, что каждый, кто умер или был убит — словом, какой бы ни была его кончина, — покидает этот мир в предписанный ему срок, не раньше и не позже. Всевышний Аллах сказал: «Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час» (7:34).
- И для умершего наступает «малое воскресение»: из этого мира он переходит в мир вечный.
- Во многих хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упоминаются мучения, которым подвергаются в могиле неверующие и грешники, и блаженство, которое испытывают в могиле верующие, праведные люди. Мы верим в эти процессы, не пытаясь познать их природу, поскольку человеческому разуму это не под силу — ведь эти мучения и блаженство относятся к области сокровенного, подобно Раю и Аду, а не к знакомому нам миру, а способности человеческого разума ограничиваются восприятием и познанием того, что имеет аналоги в нашем осязаемом мире.
- Всё происходящее в могиле относится к миру сокровенного и не поддаётся чувственному восприятию. Если бы это было не так, тогда и вера в сокровенное потеряла бы смысл, и возложение на человека религиозных обязанностей также не имело бы смысла, и люди перестали бы хоронить своих умерших. Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы не боязнь того, что вы перестанете хоронить (ваших умерших), я бы попросил Аллаха, чтобы Он дал вам услышать мучения в могиле, которые слышу я» (Муслим, 2868; Насаи, 2058). Поскольку в случае с животными подобных препятствий нет, они могут слышать, как люди подвергаются мучениям в своих могилах.
Плоды веры в Судный день
-
Вера в Судный день оказывает огромное влияние на человека, направляя его жизнь в правильное русло, упорядочивая его жизнь и приучая его к регулярному совершению благих дел и богобоязненности вместо эгоизма и совершения дел напоказ людям. Поэтому во многих аятах Корана вера в Судный день связывается с совершением благих дел. Например, слова Всевышнего: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день…» (9:18). А также Его слова: «Те, которые веруют в Последнюю жизнь, веруют в него (Коран) и бережно относятся к своим молитвам» (6:92).
-
Отрезвляющее замечание тем, кого мирские дела и удовольствия отвлекают от состязания в угодных Аллаху делах и использования времени для приближения к Аллаху посредством таких дел, и напоминание об истинной сути земной жизни и её непродолжительности, и о том, что настоящая вечная обитель — это мир вечный. Упоминая в Коране о посланниках и их деяниях, Аллах похвалил их, упомянув при этом причину, которая побуждала к этим делам и достоинствам. Он сказал: «Мы избрали их за то, что они искренне поминали Последнюю обитель» (38:46). То есть причиной этих достойных деяний было то, что они, в отличие от других, поминали Последнюю обитель, и это поминание побуждало их к совершению этих благих дел и достойных поступков. Когда некоторые мусульмане стали неохотно исполнять веления Аллаха и Его Посланника, Всевышний сказал, делая им замечание: «Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно» (9:38). Когда человек верит в Судный день, он понимает, что никакое блаженство в этом мире не сравнится с блаженством мира вечного, и никакое блаженство в этом мире не стоит того, чтобы из-за него окунуться в мучения в Огне хотя бы раз, и никакое страдание в этом мире не сравнится с мучениями мира вечного, но любое мучение в этом мире — ничто по сравнению с возможностью хотя бы один раз окунуться в блаженство мира вечного.
-
Верующий в Судный день спокоен, потому что каждый человек получит то, что ему причитается, и если он упустил что-то из мирских благ, он не отчаивается и не сокрушается из-за этого. Он знает, что должен трудиться, и убеждён в том, что Аллах не теряет награды того, кто творит благое. И если у человека забрали без права или обманным путём хотя бы мельчайшую частицу, он получит своё сполна в Судный день, когда будет очень нуждаться в этом. О чём печалиться тому, кто знает, что его доля обязательно придёт к нему в самые важные мгновения? И о чём печалиться тому, кто знает, что с обидчиком его рассудит Наимудрейший из судей — Всевышний Аллах?